«Носил он совесть близко к сердцу»
Из миллионов окон страны раздавался его фирменный хриплый отчаянный голос, моливший дать хоть немного еще «постоять на краю».
Владимир Высоцкий – любимец народа. Он играл в театре, снимался в кино, изъездил весь Союз, многие страны мира, писал сценарии, прозу, свои бесчисленные песни. А их у него сотни…Когда же он все это успевал?! Спешил успеть… Он был поющим нервом нашей эпохи, впитавший в себя всю сумасшедшую гонку XX века. Популярность и любовь к нему пришли еще при жизни. Он всегда работал на износ, на полной отдаче, иначе он не мог.
Вспоминают его мама, Нина Максимовна, и поэт Е.Евтушенко: «Кому бы он ни пел, тысячи слушателей или одному человеку, он всегда выкладывался полностью, словно пел в последний раз.
Он не жалел себя. А вот помочь человеку считал своим долгом. Как бы ни был загружен делами, всегда спешил на помощь тем, кто в этом нуждался. У него был какой-то особый дар, он умудрялся помогать, даже если помочь было очень трудно. Он любил говорить: «Людям должно быть хорошо». Именно «Людям», чтобы не так высокопарно звучало…
Доброта проявлялась в нем с детства. Он мог собрать детей и всех кормить или одаривать своими вещами: кому игрушку, кому книгу, кому рубашку. И это осталось в нем навсегда.
При всей беспощадности к злу Высоцкий в поэзии и в жизни был верен пушкинским словам: «Милость к падшим призывал». Он считал, что жалость из общества нельзя изгонять, потому что без нее, без жалости, оно развалится»(так говорил Достоевский).
Он многому учился у людей. Интересные люди для него были окном в мир.
Чужое страдание ему всегда казалось более значительным, чем свое, собственное. Он мог всю ночь до утра петь свои песни девчонкам – проводницам в поезде и не сказать, что это его песни, и он – Владимир Высоцкий (хотя бы чуть – чуть этой его скромности нашим современным экранным «звездам»!).
Другое нынче время… Песни Высоцкого вытеснены шлягерами и различными современными шоу. Однако легенда о поэте и фразы из его песен вошли в нашу жизнь навсегда, как пушкинские и грибоедовские. Получается, что Высоцкий обессмертил нестолько себя, сколько своих незадачливых, простоватых персонажей: «придешь домой – там ты сидишь», «Я, Вань, такую же хочу», «нет, ребята, все не так», «жираф большой, ему видней», «кроме мордобития, никаких чудес»…
Мифы и вымыслы о Высоцком исказили его образ как человека. Мало кто знал, как любил Владимир Высоцкий тишину, любил сидеть за рабочим столом ночами и стремился избегать людей, их шумных компаний.
Он не имел звания «народный», но был настоящим народным певцом. Высоцкий никогда ни в чем не кривил душой – ни в жизни, ни в творчестве, «его душа начисто была лишена привычных нам защитных оболочек» (из воспоминаний современников). Люди к Высоцкому испытывали доверие, знали, что он не выдаст, не продаст, не соврет. Он умел и хотел вживаться в душу каждого.
Он - автор без публикаций – завоевал такую многомиллионную аудиторию, какую не имеют и многие современные книги стихов.
В чем секрет его феноменального успеха? Когда мы слушаем его песни, мы ощущаем трагедию его личности во всем – в тембре грубоватого голоса, в напряжении мысли и слова, в напоре мелодии. Он был человеком, опережающим свое время.
Он раньше других осмелился громко назвать вещи своими именами. Именно поэтому он был впереди своего времени. Это была не просто личность, это было явление, новое и сильное. Он до яростной боли любил свою Родину, Россию.
В свое время ему посвятил такие строки молодой поэт – читатель: «…Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как свой осколок носит ветеран»…
Вот такой памятный вечер, талантливо организованный библиотекарями и учителем русского языка и литературы гимназии № 20 С.Н.Алексеенко, прошел в Литературной гостиной «Содружество прекрасных муз» в Межпоселенческой центральной библиотеке 27.01.2016 г. со старшеклассниками гимназии.
Это был красивый спектакль, блестяще по –актерски сыгранный В.Панферовым, великолепно владеющим мастерством художественного слова и литературным даром.
Директор гимназии № 20 Л.Н. Острикова и директор библиотеки Т.Ф.Репенко активно поддерживают инициативу каждой такой встречи, видя в ней не только урок поэзии прекрасной, но и урок нравственного достоинства личности.
Молодежь любит Высоцкого, потому что способна чутко реагировать на фальшь и неискренность. Она понимает, как хотел он на весь мир заявить о том, что считал нужным и важным, что ему казалось верным. И жизнь подтвердила: во многом он был прав.
Это – сегодняшняя русская поэтическая классика. Портрет народного сознания. Вечная русская загадка.

|