Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Главная Книжный мир в виртуальном Мой профильРегистрация ВыходВход
Купить билеты

Режим работы

2024 год

Меню сайта
 

Форма входа


АКТУАЛЬНО

Живу на Дону
-->

Дон молодой
-->

Новости культуры

Обращение граждан

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Как чтение про себя изменило внутренний мир человека

Это интересно.

Как чтение про себя изменило внутренний мир человека

       Сегодня мы представляем чтение как спокойное занятие для тех, кто любит находиться в тишине и прислушиваться к своим мыслям. Но так было не всегда. Письменность появилась около 5000 лет назад, а вот чтение про себя, к которому мы привыкли, — сравнительно новая форма досуга. В течение многих веков грамотные европейцы читали исключительно вслух. Так делали и древние греки, и средневековые монахи. Но к XVII веку читающее сообщество Европы радикально изменилось. Появление новых технологий печати и рост письма на разных языках помогли ввести в практику то, чем мы так дорожим сегодня: люди научились воспринимать тексты молча и создавать целые миры из слов в собственной голове. Среди ученых ведутся на удивление яростные дискуссии по поводу того, когда европейское общество перешло от чтения вслух к чтению про себя. Некоторые даже утверждают, будто в античности читали молча не реже, чем вслух. Но большинство исследователей согласны, что есть один чрезвычайно важный эпизод в литературе, который многое проясняет. В своей «Исповеди» блаженный Августин описывает привычки миланского епископа Амвросия: «Когда Амвросий читал, его глаза бегали по страницам, сердце пыталось постичь суть, но голос и язык молчали. Мы нередко заставали его за этим занятием (любой мог войти к нему без доклада), и он всегда читал в этой манере — молча и никак иначе». Как считают некоторые ученые, этот факт удивлял Августина, потому что в V веке чтение про себя еще не стало привычным явлением. Другие исследователи полагают, что автор скорее демонстрирует невоспитанность Амвросия. «Когда к Амвросию кто-то заходил, он продолжал читать про себя. Это все равно что набирать смс, когда с тобой пытаются поговорить, — уверяет Д. Вэнс Смит, специалист по Средним векам в Принстоне. — Августин удивлялся грубости епископа, который молча смотрел в книгу, вместо того чтобы поделиться знанием и почитать вслух для посетителей». «Раньше было принято читать вслух, если вокруг тебя находились люди, — говорит Смит. — Для нас привычнее читать молча, только для себя». Если в        Средневековье, как и в эпоху античности, чтение про себя встречалось редко или считалось грубостью, то со временем общество изменило свои взгляды на это занятие. Историк Роберт Дарнтон пишет, что в 1700-е чтение в Европе все еще было общественной деятельностью. Читали в мастерских, амбарах, тавернах. Это было почти всегда устное, но не обязательно поучительное чтение. Уже в поздние 1800-е, судя по записям Марселя Пруста, приватное чтение стало нормой для богатых, образованных людей, которые могли позволить себе покупать книги и предаваться праздным размышлениям в спальне. Чтение про себя стало набирать популярность, когда выросла грамотность населения и появился доступ к разным видам печатных изданий. Исследования показывают, что до 1750-х годов домашняя библиотека читающего человека обычно состояла из Библии, астрономического календаря и нескольких молитвенников, которые перечитывались снова и снова. Но к 1800-м люди начали читать более жадно, они покупали газеты и другую периодику, а к концу века втянулись в чтение детской литературы и романов. Некоторые исследователи уверены: Когда чтение перестало быть общественным занятием, у нас появилось то, что мы называем внутренним миром. В книге «История чтения» (1996 год) Альберто Мангуэль пишет: «Читатель наконец получил право беспрепятственно устанавливать близкие отношения с книгой. Больше не нужно было тратить время, чтобы произнести слова вслух. Текст мог существовать в голове, прочитываться быстро или медленно, полностью или только наполовину. У людей появилась возможность неспешно обдумывать новые идеи, параллельно читать несколько книг и проводить аналогии. Сама по себе книга, защищенная обложкой от окружающих, стала личной вещью, собственностью человека, его интимным знанием, где бы ее ни читали — в общественном месте или дома». «Психологически молчаливое чтение сделало людей свободнее, потому что интересы человека стали его личным делом, — рассказывает лингвист Пол Санджер в книге „Пробелы между словами“ (1997 год). — В IX веке мысли читающей публики были под тотальным контролем, ни один намек на ересь не остался бы незамеченным». Как пишет Санджер, индивидуальное чтение научило нас сомневаться в догмах, оно способствовало развитию критического мышления, самоанализа, иронии, политического и религиозного плюрализма. У этой подозрительной новой моды — читать про себя, — естественно, были свои критики. Скептики думали, что такое чтение плодит праздных мечтателей. И даже хуже: это позволяет людям учиться и размышлять без контроля со стороны религии или цензуры. А к концу XIX века, когда тихое чтение стало очень популярным, некоторые выражали беспокойство, что у женщин, читающих в постели, могут возникнуть опасные эротические мысли. У историков по-прежнему нет единого мнения, почему мы начали читать молча. Санджер предполагает, что важную роль сыграло визуальное изменение структуры текста. Когда-то латинские слова писались слитно, поэтому их было сложно воспринимать.                   Санджер утверждает, что в VII веке ирландские монахи, которые переводили с латинского, добавили пробелы между словами, чтобы сделать язык понятнее. Ученый уверен, что именно это позволило людям читать про себя. В книге «Пауза и ее последствия: западная пунктуация» (1992 год) М. Б. Паркс говорит нечто похожее. Он пишет, что визуальные изменения, такие как пунктуация и пробелы, сделали восприятие текстов более удобным и повлияли на то, как мы читаем. Само новшество появилось, потому что писцы не знали, у кого окажется текст и насколько хорошо читатель будет владеть латынью. И они нашли простой способ показать, как надо читать: здесь нужно сделать паузу, это два отдельных слова. Эта техника распространилась по всей Европе, где активно пользовались латинским языком. В других крупных культурах мира (например, Китае), где не делали пробелов между словами и восприятие текста в значительной степени зависело от декламации, чтение развивалось по-другому. Основные исторические свидетельства позволяют сделать вывод, что чтение про себя — это завоевание эпохи Ренессанса, когда индивидуальность стала одной из главных ценностей европейской культуры. Но, возможно, все объясняется обычной человеческой потребностью в личном пространстве, необходимостью иметь свой тайный мир. Нам просто нужна была небольшая помощь, чтобы получить желаемое.

Категория: Мои статьи | Добавил: libadmin (24.04.2018)
Просмотров: 904 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КИБО ЖМИ И ЧИТАЙ
КИБО

ПРАЗДНИКИ
.

ВАЖНО

Электронные библио
 

Найти книгу
OPAC GlOBAL Информационное пространство библиотек 

   В электронном каталоге вы найдете нужную вам книгу и узнаете, в каких библиотеках района и области она находится.

Юридическая помощь
 

соцсети

Соц сети

ПОИСК

Друзья сайта
  • Администрация Октябрьского района Ростовской области 
       Донская государственная публичная библиотека 
        Отдел культуры Октябрьского района Ростовской области

    ОБД Мемориал

    Портал культурного наследия России



    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz
    Яндекс.Метрика