«Из далекого тридцать седьмого протянули вы руку мне…»
/Рекомендательный список литературы/
Уважаемые пользователи!
30 октября – День памяти жертв политических репрессий в России.
Масштаб, структура и механизмы репрессий остались скрытыми как для большинства современников, так и для нескольких поколений историков. Личный опыт человека, попавшего в жернова репрессий, не мог раскрыть общей картины происходящего, однако нашел отражение в серии замечательных, трагических произведений, одним из которых является трилогия Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» , роман Александра Солженицына «В круге первом»,
рассказ «Один день Ивана Денисовича» и т.д.
Предлагаем Вам ознакомиться с информационным списком художественной литературы об этом периоде истории. Надеемся, что эти лучшие образцы литературы найдут отклик в вашем сердце.
Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 1960-х годах, но опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноимённый фильм.
Работа над арбатской трилогией, которую Анатолий Рыбаков считал главным делом своей жизни, началась еще в середине 1950-х гг. «Могучая, мощная, шекспировской силы вещь», - отозвался о «Детях Арбата» Л. Анненский на заседании редколлегии журнала «Дружба народов» в 1987 году, когда наконец было принято решение о публикации романа, пролежавшего в столе более двадцати лет и ставшего символом начала новой эры в истории России. Книга мгновенно разошлась тиражом, превысившим 10 миллионов экземпляров, была переведена на большинство европейских языков и опубликована в 52 странах.
Роман «В круге первом», над которым автор работал с 1955 по 1958 год, запрещенный в СССР и впервые опубликованный на Западе, а впоследствии признанный классикой русской литературы ХХ века и положенный в основу замечательного одноименного телесериала Г. Панфилова, написан на автобиографическом материале. Название романа – это аллегорическое сравнение шарашки с адом из «Божественной комедии» Данте. Центральное место в повествовании занимает идейный спор героев романа. Все они прошли войну и ГУЛАГ. При этом один из них остался убеждённым коммунистом. Другой же, Нержин, уверен в порочности самой основы коммунистической системы. В прошлом сам ярый ее сторонник, он пережил полный крах своих убеждений. Осознанный нравственный выбор Глеба Нержина, который предпочёл сомнительному счастью шарашки парадоксальную свободу тюремного этапа, – лейтмотив романа.
В рассказе описывается один день заключенного ГУЛАГа, все трудности и тяготы тюремной жизни. В свое время это произведение, жестко и открыто порицающее советский режим и нечеловеческие условия лагерей, потрясло весь мир. Сам А.И.Солженицын сказал: "...Достаточно описать один только день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все". «Оди́н день Ива́на Дени́совича» (первоначальное авторское название — «Щ-854») — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР. По авторскому определению — рассказ, но при публикации в журнале «Новый мир» по решению редакции назван «для весомости» повестью.
Рассказывается об одном дне из жизни советского заключённого, русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова:
" ..Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё.."
Анна Андреевна Ахматова, прочитав «Один день Ивана Денисовича», сказала Лидии Корнеевне Чуковской:
"Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза"
XX съезд партии приоткрыл над штабелями трупов окровавленный край рогожи. Уже одно это спасло в пятидесятые годы от гибели миллионы живых, полумертвых и тех, в ком теплилась жизнь еще на один вздох", - писала Лидия Корнеевна Чуковская. Но задолго до этого съезда, до выхода "Одного дня из жизни Ивана Денисовича" и "Архипелага ГУЛАГ" Солженицына ее, жену репрессированного ученого, волновал вопрос: "Что сталось с человеком, что он пережил, начиная от минуты, когда его вывели из дому, - и кончая минутой, когда он возвратился к родным в виде справки?" И еще одна тема не давала ей покоя те, кто оставался на свободе, те, кого пощадила чудовищная машина, перемалывавшая людские жизни, что пережили они? Об этом она писала перед войной и в годы возобновления кампаний по борьбе с космополитизмом, во время недолгой хрущевской оттепели и в пору застоя, когда все шагали в ногу... Это был одинокий голос человека, посмевшего думать иначе. Посмевшего думать. Об этом ее повести "Софья Петровна" и "Спуск под воду".
Книга Евгении Семеновны Гинзбург « Крутой маршрут » открывает обширную тему человеческой трагедии во времена сталинских репрессий.
Она представляет собой некое временное пространство, вплетенное в канву XX столетия, исполненное людскими страданиями и щедро замешанное на крови миллионов невинно посаженных людей, униженных и замученных пытками в чекистских застенках. Пространство это – ГУЛАГ – огромный монстр, раскинувший свои смертоносные клешни по всей территории России.
В автобиографическом произведении Евгения Семеновна Гинзбург с исповедальной искренностью рассказала о том, как она «умерла» – 15 февраля 1937 г. – день ареста – и как потом, долгие 18 лет, существовала уже после ЖИЗНИ – в неволе. Судьба автора – это судьба многих современников ушедшей эпохи. Но немногие из них сумели облечь пережитое в литературную форму, мастерски отразить события и детали произошедшего. К слову сказать, Евгении Семеновне это было не так уж сложно – к моменту заключения она уже имела статус историка, литератора и просто талантливой,одаренной,красивой внешне молодой женщины.В одном ряду с ней стоят такие авторы-очевидцы, как Александр Солженицын («Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы», поэзия). "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург начался в страшном 1937-м, ей было чуть больше тридцати, и закончился, как у многих, только после смерти Сталина. Восемнадцать лет неволи — тюрьма, лагерь, ссылка, снова тюрьма… Трехлетний сын Вася, будущий писатель Василий Аксенов, «познакомился» с матерью уже подростком, в Магадане, между двумя ее арестами. В 1957 году Евгения Семеновна начала работу над книгой воспоминаний, которая была издана сначала за границей, а в 1988-м и в СССР. "Хроника времен культа личности" стала одним из главных произведений о сталинских лагерях, и первым — документальным — написанным женщиной.
Основные произведения Чуковской — повести «Софья Петровна» (1939—1940, опубликованная за рубежом в 1965 году под названием «Опустелый дом», в СССР в 1988 году) и «Спуск под воду» (Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1972). Героиня первой повести — простая женщина, не способная понять природу окружающего её террора, — после ареста сына постепенно сходит с ума. «Софья Петровна» — единственное из известных на сей день прозаических литературных произведений, посвящённых событиям 1937—1938 годов, которое написано непосредственно по следам этих событий. Вторая повесть носит отчасти автобиографический характер и описывает конформистское поведение советских писателей в феврале 1949 года в разгар борьбы с космополитизмом[3].
СССР, 30-е гг. После смерти мужа Софья Петровна поступает на курсы машинописи, чтобы получить специальность и иметь возможность содержать себя и сына Колю. Будучи грамотной и аккуратной и получив высшую квалификацию, она легко устраивается на работу в крупное ленинградское издательство и уже вскоре становится заведующей машинописным бюро. Несмотря на ранние вставания, неприветливые лица в транспорте, головную боль от стука машинок и утомительность производственных собраний, работа Софье Петровне очень нравится и кажется захватывающей.
Годы идут, Софью Петровну повышают по службе, а между тем приближается праздник: наступает новый, 1937 г., но приезжает друг сына со страшной вестью об аресте Коли.
Первое побуждение Софьи Петровны — «сейчас же бежать куда-то и разъяснять это чудовищное недоразумение». ….
Роман «Зулейха открывает глаза» начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь. Всем раскулаченным и переселенным посвящается. Роман "Зулейха открывает глаза" вошел в шорт-лист премии "Большая книга".
Автобиографические очерки выдающегося публициста И.Л. Солоневича "Россия в концлагере" - это не классический образец "лагерной" прозы, как, например, всем известный "Архипелаг ГУЛАГ" А. И. Солженицына. "Архипелаг ГУЛАГ" - это книга о ГУЛАГе, а "Россия в концлагере" - книга о России, но о той России, которая находилась в концлагере. Лагерь рассматривается автором как срез советского общества и советской системы управления. Цель настоящего издания - познакомить российского читателя с этой частью культурно-исторического наследия. "Россия в концлагере" - незаслуженно забытое произведение: оно гораздо менее известно в России, чем за ее пределами. При подготовке книги к публикации максимально сохранены авторские орфография и пунктуация. При оформлении обложки использованы материалы из фильма "Снос Храма Христа Спасителя. Строительство Дворца Советов" Московской студии кинохроники (1931-1934). (Из фонда РГАКФД, г. Красногорск.)
Источник:
https://www.livelib.ru/book/1001173596-zulejha-otkryvaet-glaza-guzel-yahina
|