Сапер и машинист.
Окончилась война, в расположении гвардейского подразделения гремит музыке духового оркестра, в строю стоят солдаты, а напротив — тоже солдаты, но уже демобилизованные. В их адрес произносят напутственные слова. Уезжают с Чувством исполненного долга. Поезд медленно отходит от перрона и набирает ход. Пассажиры в военных мундирах все смотрят и смотрят в окна вагонов, вспоминают прошедшие годы. Среди демобилизованных — старшина Арсентий Никитович Поляков. В грозном 1943 году семнадцатилетний юноша стал новобранцем. Вскоре 18-я инженерно-саперная бригада, в которую после короткой учебы попал молодой солдат, была придана 2-й гвардейской танковой армии. Так и не разлучились саперы с танкистами до конца войны.
Где на танках или автомашинах, где пешком продвигались саперы вперед, помогали танкистам и в обороне, и в наступлении. Мчится поезд, а солдатская память хранит в мельчайших подробностях каждый день, каждый час военных лет.
Позади остался Потсдам. В 1945 году здесь наши войска окружили большую группировку немцев, которые во что бы то ни стало хотели вырваться из кольца. Трое суток саперы вместе с пехотой и танкистами сдерживали натиск врага, пока он не капитулировал. Это были тяжелые бои. За мужество и героизм А. Н. Полякова наградили орденом Славы III степени.
Остался позади Берлин, а солдат все стоит у окна и вспоминает. Беспрерывный грохот, огонь и дым. Саперы день и ночь на улицах города разминировали баррикады, делали в них проходы для танков. Все ближе и ближе рейхстаг. Утром 2 мая наступила необычная тишина. Немецкий гарнизон капитулировал.
Какая радость Победы! Побывали в рейхстаге, обошли вокруг Бранденбургских ворот. А поезд все идет и идет, все ближе и ближе к Родине.
Проехали Одер. Здесь сапёры строила для танков мост. Дни и ночи без отдыха. А немцы бомбят, обстреливают из пушек и минометов. Построили быстро.
Недалеко отсюда город Кюстрин. Вспомнился эпизод. Танкисты с саперами на броне так рванули вперед, что пехота осталась далеко позади. А кругом немцы. Пришлось нашим солдатам занять круговую оборону, и вокруг своих танков ставить... мины, чтобы не прошли к ним враги.
Вот и Варшава. Неподалеку от нее летом 1944 года под огнем противника саперы наводили мост через Вислу. Вот, наконец, граница.
Семь лет не был Дома старшина. Возвратившись, он стал работать в Батайском депо кочегаром на паровозе. Через год поступил в Ростовскую трехгодичную школу паровозных машинистов, после Окончания которой приехал по направлению в депо Каменоломни. Здесь трудится по сей день. В 1964 году А. Н. Полякову было присвоено звание «Лучший машинист электровоза Северо-Кавказской железной дороги». Девятую пятилетку он выполнил по всем показателям к 22 июня 1975 года, за что награжден орденом Трудовой Славы III степени.
Арсентий Никитович с гордостью носит удостоверение «Ветеран войны — наставник молодежи». Его бывшие ученики Валерий Овчаров и Федор Подымов работают машинистами электровозов. Сейчас А. Н. Поляков обучает своему делу восемь молодых помощников машинистов.
Вот уже одиннадцатый год подряд коммунисты цеха эксплуатации избирают своим секретарем Полякова. Арсентий Никитович часто встречается с учениками подшефной школы № 82: ветерану войны и ветерану труда есть о чем рассказать молодежи.
Т. ПРИСУХИН.
На снимке: А. Н. Поляков.
|