ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
/рекомендательная беседа для тех, кто выбирает профессию/
Уважаемые ребята!
Перед вами стоит важная
и ответственная задача – выбрать профессию, которая бы вам приносила и
моральное и материальное удовлетворение.
А чтобы это было так –
воспользуйтесь теми советами, которые вы найдете на страницах этого издания.
Советы, которые вы
найдете в этом издании, будут полезны и молодым людям, выбирающим профессию, и
их родителям, и педагогам.
Если
человек не знает,
К
какой пристани он держит путь,
Для
него ни один ветер
Не
будет попутным.
Сенека
Жизнь человека — чреда многочисленных выборов, серьезных, от
которых зависит будущее, и повседневных, бытовых.
Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это
и выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет
получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься
с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.
Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы
недалекое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в
профессию? А с другой — взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать
препятствия для достижения цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы,
влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским
психологом Е.А. Климовым.
· Знания о профессиях и их востребованности.
·
Склонность (интересы, мотивы труда).
·
Способности, здоровье (внутренние
возможности и ограничения).
·
Уровень притязаний и самооценка.
·
Мнение родителей, семьи.
·
Мнение сверстников.
·
Позиция учителей, профессионалов.
·
Личный
профессиональный план (Л.П.П.).
Знакомиться с миром профессий человек начинает уже в детстве,
интересуясь, как работают окружающие его люди. Ребенок узнает о профессиях
врача, продавца, почтальона, учителя, и эта информация усваивается через игру в
доктора, водителя, школу.
В средних классах школы окончательно определиться с выбором
профессии еще достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться,
возникнут новые интересы и новая информация о профессиях. Но в восьмом классе
уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса
появляется возможность продолжить обучение с получением специальности в техникуме
или колледже. Решение окончить одиннадцать классов дает некоторое дополнительное
время для размышлений о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до
получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к
поступлению в вуз.
Нередко получается, что, окончив школу, выпускник еще не
определился с будущей специальностью. Ничего страшного в этом нет. Главное —
относиться к выбору профессии не как к пугающей необходимости, а как к началу
нового жизненного этапа.
Получив более или менее четкое представление о выбранной
профессии, попытайтесь представить себя на конкретном рабочем месте (а если
есть возможность, реально попробуйте свои силы).
Задайте
себе вопросы:
1.
Насколько комфортно я буду себя здесь
чувствовать?
2.
Готов ли посвятить этой профессии достаточно
долгое время?
3.
Отвечает ли она моим требованиям и
желаниям (уровень зарплаты, содержание работы, комфортность условий труда)?
Анализ профессии с точки
зрения ее перспективности — дело далеко не простое. Поэтому нужно хорошо
продумать, какие профессии могут быть родственными с выбранной вами, т.е.
схожими, пересекающимися. Так, практикующий врач, решив приобрести сложную
профессию, может получить специальность массажиста или косметолога. Во всех
случаях остается общая сфера деятельности — медицина, здоровье человека. Всякий путь начинается с первого шага и именно его сделать сложнее
всего. Однако это необходимо, потому что, как известно, «под лежачий камень
вода не течет»
Л.Н. Толстой говорил:
«Важно не место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».
В основе профессионального успеха,
удовлетворенности работой лежат три компонента:
· Желание человека заниматься выбранным
делом («Хочу»).
·
Его способность выполнять данную работу
(«Могу»).
·
Востребованность этого вида деятельности
на рынке труда («Надо»).
Проблема выбора профессии для многих людей является довольно
сложной. Ведь столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь! И нужно
понять, какая профессия твоя, именно твоя. Чтобы не совершить ошибку, необходимо,
прежде всего, разобраться со своими стремлениями и желаниями — всем тем, что
обычно обозначается словом «мотив».
Делая выбор — и в частности, выбор будущей профессии, —
необходимо знать, какие мотивы за этим стоят.
На формировании мотивов выбора профессии сказываются не только
стремление к успеху, но и мнение родителей, представление о себе, а также
практические соображения.
Как бы то ни было, делая выбор как в жизни, так и в профессии,
необходимо понять, по каким причинам этот выбор сделан, чем вы больше руководствуетесь
— интересом именно к этой профессии или ее престижем в глазах людей. А может
быть, стремлением заработать больше денег или добиться славы и известности? Не
является ли главным мотивом стремление управлять другими людьми? Или вас
привлекает ореол романтики, которым окутана выбранная вами профессия? Есть и
мотивы поддержки старших, и мечты о творческом воплощении себя, и желание
доказать родителям свою независимость..
ГЛАВНОЕ-ДЕНЬГИ! Тот мудрен, у кого карман ядрен!
Деньги — средство удовлетворения самых разных жизненных
потребностей. Недаром на Руси говорили: «Родись, крестись, женись, умирай — за
все денежки подай!» Человек, имеющий капитал или стабильный заработок,
чувствует себя намного защищеннее в жизни («Как деньги при бедре, так помогут
при беде»). Поэтому
при выборе профессии совершенно естественно поинтересоваться, как будет оплачиваться
труд, надежен ли заработок, насколько связаны доходы и уровень мастерства,
опыт, образование. Из
20 обследованных профессий в первую десятку самых благополучных в плане денежного
вознаграждения попали (по мере убывания): программист; администратор сети;
юрист, адвокат; аудитор; бухгалтер; фотомодель; государственный чиновник;
имиджмейкер, а также специалист по связям с общественностью (или PR-специалист);
журналист; таможенник и налоговик; врач престижной поликлиники; пластический
хирург; стоматолог. Интересно, что валютные дилеры и банковские служащие,
брокеры оказались соответственно на 18 и 19 местах, при этом их обогнали такие
профессии, как фитнес-инструктор; менеджер по продажам; дизайнер; архитектор;
менеджер ресторанно-гостиничного бизнеса; косметолог; политик; рекрутер,
занявшие соответственно места с 11 по 17.
где учиться, чему учиться.
КАКОЙ ПУТЬ ВЫБРАТЬ
Министерство образования и науки Российской Федерации проводит
работу по созданию профильных классов в школе. По новым требованиям в 10—11
классах все программы теперь ориентированы на повторение пройденного в
предыдущие годы, на обучение в рамках определенного профиля. Выделяются
математический, естественно-научный, филологический, технологический и
общественно исторический профили старших классов. В этих классах предусматривается углубленное изучение
соответствующих предметов и знакомство со специальностями, в основе которых
лежат данные науки.
Многие школы, особенно в крупных городах, поддерживают тесные
контакты с вузами, для ведения профильных дисциплин часто приглашаются
преподаватели университетов и академий, на базе школ организуются дополнительные
занятия и подготовительные курсы.
Для многих абитуриентов поступление в вуз — предел мечтаний. Но
учиться трудно, да к тому же может выясниться, что для избранной работы совсем
не обязательно иметь высшее образование, а достаточно среднего специального. В
условиях современного производства хороший техник ценится ничуть не меньше
инженера. А в реальной практической деятельности часто важен не диплом, а
опыт.
Решая вопрос, куда поступать: в вуз или в колледж, необходимо
учитывать несколько немаловажных факторов.
Во-первых, особенности профессии. Если в ней предусмотрены низшие
и высшие звенья (например, в медицине: медсестра — фельдшер — врач; в
промышленности: рабочий — техник — инженер), то, возможно, более целесообразно
разбить свое профессиональное образование на несколько этапов.
Во-вторых, не следует поддаваться расхожему мнению, что человек,
поступающий в техникум или училище, делает это от недостатка ума. Напротив,
неосмотрительно идти в вуз, зная, что наука легче дается через практику.
В-третьих, каждая профессия выдвигает определенные требования к
человеку. Так, например, бухгалтеру необходимы ответственность,
внимательность, скрупулезность. А официанту — эмоциональная устойчивость,
аккуратность, вежливость, выносливость. То, насколько человек соответствует
таким требованиям, и отражается в понятии «профессиональная пригодность». При
этом нельзя быть абстрактно профессионально пригодным или профессионально
непригодным, (профессиональная пригодность также зависит от правильной
организации труда).
Практически в любой профессии образование составляет лишь
фундамент специальных знаний и умений, но мастером своего дела люди становятся
только через практику, опыт самостоятельной работы.
Выбирая профессию, необходимо ориентироваться в целостной системе
современных профессий. Именно поэтому человеку, выбирающему профессию,
необходимо знать ее сущность, особенности, отличительные признаки, сходство с
другими профессиями. Понять это помогает классификация профессий.
Классификация (от лат. classis — разряд,
класс) — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области
знания или деятельности человека1.
Профессия (лат. profiteer — объявляю своим делом) —
род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся
обычно источником существования2
Итак, классификация профессий — это система (классы) видов
трудовой деятельности. Классификации составляются по разным основаниям
(признакам). Говоря о классификации профессий, будем иметь в виду области трудовой
деятельности человека и постараемся определить, какое место в существующей
классификации занимает та или иная профессия.
Классификация профессий отражает сложившееся в человеческом
обществе разделение труда. С течением времени труд становится все более
совершенным, постоянно появляются новые виды трудовой деятельности, некоторые
виды труда исчезают вовсе, а отдельные виды объединяются, давая начало новым
профессиям.
Один из создателей классификации профессий — известный
отечественный ученый Е.А. Климов (род. 1930). Свою классификацию профессий он
представлял в виде схемы — лестницы. Она состоит из пяти ярусов:
Первый (нижний) ярус обозначает типы профессий (П
— природа; Т — техника; Ч — человек; 3 — знак; X — художественный образ);
Второй ярус — классы профессий (Г — гностические; П
— преобразующие; И — изыскательные);
Третий ярус — отделы профессий, указы
|